Популярно об истоках принципов русской графики и орфографии

      Принципы русской графики и орфографии никто специально не придумывал: они сложились исторически и соответствуют фонетической системе русского языка.

  §1.Константин-Философ, будущий равноапостольный[1] Кирилл[2], создавал первое славянское письмо в IX в. н.э. и следовал фонетическому принципу: буквой обозначал звук, который слышал в речи славян.

Формирование новой структуры слога и что из этого получилось

Незадолго до этого (по историческим меркам) закончилась очень важная эпоха в развитии славянской фонетической системы – эпоха формирования новой структуры слога. В наследство от индоевропейского праязыка славяне получили слог, не имевший четкой структуры. Звуки в нем могли сочетаться в любом порядке, слогообразующими могли быть не только гласные, но также дифтонги и даже сонорные согласные. За время существования праславянского языка[3] произошел ряд фонетических изменений, в результате которых слог приобрел очень четкую структуру.

Слоговой сингармонизм слоговой принцип графики

     Во-первых, внутри нового общеславянского слога строго соблюдался принцип слогового сингармонизма, т.е. тесного слияния артикуляции в сочетании «согласный + гласный»[4]: перед гласными переднего ряда всегда произносились либо смягченные (полумягкие), либо мягкие согласные (мигъ [м∙игъ], чинъ [ч’инъ]). А если согласный был исконно мягким, то гласные непереднего ряда О и Ъ (сэло [с∙эло], рогъ [рогъ]) менялись на гласные переднего ряда Э и Ь (полэ [пол’э], ножь [нож’ь]). Поэтому Константин Философ не стал придумывать специальные буквы для мягких согласных или другие способы обозначения мягкости: сочетание букв и без того ясно показывало, как надо произносить. Так и сложился в нашем письме очень экономный позиционный (слоговой) принцип: твердость или мягкость согласной фонемы не включается в значение согласной буквы, а обозначается следующей гласной буквой.

Принцип восходящей звучности (закон открытого слога) → отсутствие слабых позиций по глухости-звонкости в древнерусском языке

Во-вторых, звуки выстроились строго по принципу восходящей звучности, так что в конце каждого слога встал слогообразующий звук – гласный или слоговой [р], [л][5]; поэтому не было ни одного шумного согласного в конце слова и ни одной позиции ассимиляции шумных согласных по глухости-звонкости. Согласные фонемы никогда не оглушались и не озвончались: древний русич в слове городъ произносил звук [д] точно так же, как в добро, тврьдо и городъкъ (читай [городокъ]).

В древнерусском языке просто не было таких сочетаний согласных, которые могли бы стать причиной для возникновения орфограмм. Мы и сейчас пишем так, как будто нет позиционного чередования глухих и звонких вариантов согласных фонем[6].

Таким образом, слог стал единицей очень цельной, спаянной (слоговой сингармонизм), упорядоченной (по принципу восходящей звучности) и обрел четкую границу (гласный звук – конец слога, согласный за ним – начало следующего слога).

Музыкальное ударение → отсутствие слабых позиций гласных

Силовое ударение, выделяющее один слог в слове, только начинало развиваться. Поэтому Константин в слове «добро» услышал два одинаковых звука [о] в ударном и безударном слогах и написал две буквы «онъ». Такая же буква в конце слова тврьдо: там и произносился звук [о], хотя ударение и тогда падало на первый слог. В то время качество гласных звуков не зависело от ударения, каждая гласная фонема произносилась одинаково в ударном и безударном слоге. Иными словами, у гласных фонем (как и у согласных) не было слабых позиций, их различительная сила никогда не ослабевала, не возникало никаких вариантов. Для восприятия и опознания такой фонемы человеку достаточно абстрагироваться от индивидуальных особенностей произношения, тембра голоса и идентифицировать ее артикуляционно-акустические признаки.

Языку, в котором фонемы звучат всегда одинаково независимо от позиции и так же записываются, правила орфографии практически не нужны.

Задания к § 1

  1. Напишите рассказ для школьников о первой славянской азбуке. Критерии оценки рассказа: количество и достоверность сведений, занимательность изложения, грамотность речи.
  2. Создайте компьютерный банк данных о глаголице и кириллице.
  3. Затранскрибируйте упомянутые в § 1 слова в современном произношении.
  4. Почему закон восходящей звучности (З.В.З.) применительно к древнерусскому языку чаще называют законом открытого слога (З.О.С.)?
  5. В подчеркнутом предложении разделите слова на слоги и подсчитайте количество слогов, точно соответствующих закону восходящей звучности. Какие нарушения закона вы обнаружили? Выясните, как произносились и писались в древнерусском языке слова, которые теперь не соответствуют З.В.З.
  6. Обозначив цифрами звучность каждого звука в транскрипции предложения (задание 5) и в приведенном ниже отрывке из стихотворения А.С. Пушкина «Арион», определите уровень звучности каждого текста. Для этого запишите количество высокозвучных звуков (цифры 3 и 4) в числитель, а количество низкозвучных звуков (цифры 1 и 2) в знаменатель.

Нас было много на челне:
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
Вглубь мощны веслы…

Какой текст обладает большей звучностью? Повторите этот опыт на материале других текстов (стихов, художественной прозы и газетной статьи) и расскажите о результатах на занятии.

  1. Подготовьте презентацию на тему «Строение слога в современном русском языке».

Формирование новой фонетической структуры слога

§ 2. С началом II тысячелетия н.э., уже в древнерусском языке, началась эпоха формирования новой фонетической структуры слова.

Падение редуцированных

Примерно тысячу лет назад уже были две гласные фонемы (обозначенные буквами Ъ – «еръ» и Ь – «ерь»), звучание которых зависело от позиции[7]: в сильной позиции они произносились почти как обычные гласные (ь – э, ъ – о), а в слабых почти не произносились. Именно с этих гласных началось разрушение древнерусской фонетической системы: в слабых позициях они совсем исчезли. Это изменение в лингвистике принято называть падением редуцированных[8].

Появление у согласных слабой позиции по глухости-звонкости

     Согласные, стоявшие до этого перед выпавшими редуцированными ъ и ь, оказались незащищенными в конце слова и стали оглушаться. Например, в слове «городъ» гласный ъ исчез, а незащищенный д стал оглушаться; таким образом у фонемы <д> появился позиционный вариант [т]. Он же появлялся и в позиции ассимиляции перед глухими согласными, например, в словах «подъпись» или «городъка». То же произошло почти со всеми шумными согласными: у звонких фонем появились глухие варианты в двух позициях (позиции конца слова и перед глухими шумными согласными), а у глухих фонем появились звонкие варианты в одной позиции (позиции ассимиляции перед звонкими шумными согласными). Другими словами, появились позиции нейтрализации дифференциальных признаков (глухости и звонкости), позиции, в которых глухую и звонкую фонемы невозможно различить на слух, т.е. слабые позиции. Например, отъдамь стали произносить [оддам], а съделати – [з’д’элат’и]. Даже звуки [ц], [ч], [ш̃’] и [х], непарные по глухости-звонкости, подвергаются теперь ассимиляции: [дóдж’ была дóма],΄ [буγáлт’ьр]. Ниже в таблице показано, какие варианты возникли у согласных фонем в результате падения редуцированных (не учитываются различия между твердыми и мягкими фонемами, т.к. у этих различий своя история).

Шумные согласные

Звонкие
фонемы

Возникшие
варианты

Примеры

Глухие
фонемы

Возникшие
варианты

Примеры

<б>

[п]

[дуп], [рыпкъ]

<п>

[б]

[т’иб домъ]
(тип дома)

<в>

[ф]

[лоф], [лофкъ]

<ф>

[в]

[м’ив зΛбыт]
(миф забыт)

<д>

[т]

[гот], [лоткъ]

<т>

[д]

[Λдбор]
(отбор)

<з>

[с]

[н’ис], [н’искъ]

<с>

[з]

[збор]

<ж>

[ш]

[рош], [лошкъ]

<ш>

[ж]

[мыж б’элъјь]
(мышь белая)

<г>

[к]

[с’н’ек], []

<к>

[г]

[г дому]
(к дому)

Задания к § 2

1. Запишите русские слова, которые получились из древнерусских слов

къде, сьдесь, къкъда, бъчела, истъба

Какие фонетические изменения произошли с каждым звуком, под действием каких факторов?

2. Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем по глухости-звонкости. На примере любых четырех согласных фонем (в разных словах и морфемах) покажите, какие изменения происходят с ними в слабых позициях.

Отражаем ли мы на письме позиционные изменения согласных фонем по глухости-звонкости?

3. На примере любых слов покажите, какие варианты возникают у каждой из данных фонем в результате ассимиляции. Сопоставьте фонетическую и фонематическую транскрипцию с орфографической записью.

Вариант 1: <б>, <п>;

Вариант 2: <в>, <ф>;

Вариант 3: <д>, <т>;

Вариант 4: <з>, <с>;

Вариант 5: <ж>, <ш>;

Вариант 6: <ч>, < ш̃’:>;

Вариант 7: <г>, <к>;

Вариант 8: <ц>, <х>.

Какие из данных групп фонем можно назвать парами и почему? Назовите каждую пару объединяющими ее терминами артикуляционно-акустической классификации.

Развитие аканья

§ 3. Уже в начале второго тысячелетия в ряде диалектов древнерусского языка существовало аканье, т.е. позиционная редукция гласных неверхнего подъема. В результате его развития и у гласных фонем <а>, <о>, <э> появилось по целой команде звуков-вариантов:

Фонема в сильной позиции

<э>

<а>

<о>

Вариант, звучащий в сильной позиции

[э]

[а]

[о]

Вариант 1 слабой позиции после тв. согл.

э]

[Λ]

[Λ]

Вариант 1 слабой позиции после м. согл.

э]

э]

э]

Вариант 2 слабой позиции после тв. согл.

[ъ]

[ъ]

[ъ]

Вариант 2 слабой позиции после м. согл.

[ь]

[ь]

[ь]

Формирование регулярной вариативности произношения фонем

     С тех пор многие русские морфемы стали произноситься вариативно: например, одну и ту же приставку «възъ» мы теперь произносим то [вз] (взбежал), то [фс] (вскочил)., то [воз] (возглас), то [вΛс] (восполнить), то [въз] (возглавлять), то [възΛ] (возомнить).

   Так сформировались новые фонемы, фонемы второго уровня абстракции. Для их опознания необходимо абстрагироваться еще и от признаков, обусловленных фонетической позицией.

     Русичи стали постоянно «жонглировать» звуками, и при этом не только не запутывались, но, возможно,  даже не замечали, что звуки постоянно чередуются, им это казалось естественным. Ведь и нам кажется естественным произносить в слове «городок» три разных гласных: [гърΛдок], вы тоже этого, может быть, не замечали, пока не стали делать транскрипцию. Мы не обращаем внимания на то, что в первом слоге одного и того же корня произносим разные гласные: то [о] в слове город, то [Λ] в слове иногородний, то [ъ] в слове города. Наоборот, москвичей и, например, самарцев забавляет речь нижегородцев, у которых по-прежне­му, как в древнерусском, все [о] остаются на своих местах. Главное то, что наш мозг «в автоматическом режиме» легко опознает слова и морфемы, несмотря на позиционные чередования звуков: всю «команду» вариантов он воспринимает как одно целое, которое Московская фонологическая школа и называет фонемой. А все потому, что в нашем мозге одновременно идет опознавание фонем и осознание слов. Слова ведь обычно употребляются не изолированно, а в потоке речи, смысл которой развивается слово за словом. Например, услышав фразу В лесу мы встретили лису, мы не перепутаем слова, звучащие почти одинаково, ведь к восприятию каждого из них мы подготовлены предшествующими словами, всем ходом развития мысли. Опознание фонем происходит вместе с осмыслением, а также сверкой со всем комплексом произносительных видоизменений данной морфемы (в лесу – лес – леса – лесу… и лису – лиса – лисе –… – ли′сы).

     Устная речь – синестетическая деятельность: работает одновременно слух, двигательные ощущения органов речи и участки мозга, отвечающие за понимание речи. При восприятии и продуцировании письменной речи в работу включается еще и зрение, запоминается зрительный образ морфемы. Вот почему в нашем сознании сложился неразрывный комплекс «группа звуков-вариантов – фонема – буква». Поэтому фонематический принцип графики и орфографии не просто соответствует фонетической системе русского языка, но является для нее единственно возможным. Мы узнаем на слух слова и морфемы, не обращая внимания на позиционное варьирование фонем, никто из носителей литературного языка не ошибается в произношении гласных 1 и 2 слабой позиции – значит, у всех говорящих на русском литературном языке сформирован фонематический слух, на который мы можем естественным образом опираться при письме. Развитие фонематического слуха у детей, как показывают исследования Г.М.Богомазова[9], происходит в два этапа, повторяя ступени развития фонемы (1 и 2 уровня абстракции) в языке.

Задания к § 3.
  1. Прочтите слова двумя способами: без аканья (т.е. с «окающим» произношением) и с аканьем. Море, моряк, моряки; теплый, тепло, теплоход; берег, бережок, побережье; ряд, ряды, рядовой. Зафиксируйте свое произношение с помощью транскрипции.
  2. Найдите в русском языке слово и морфему, в которых, по вашему мнению, обнаруживается самое большое количество позиционных чередований гласных; согласных.
  3. Проследите (самостоятельно или с помощью словарей) происхождение знаменитых фамилий Сабашников и Калашников и покажите, к чему приводит несоблюдение фонематического принципа в русском языке. В каких частях этих слов фонематический принцип действует?

Фонематический принцип современной русской орфографии

§ 4. Фонематический принцип графики определяет, что значением буквы является фонема; звуки, т.е. позиционные варианты фонемы, в графике не рассматриваются, они существуют только в фонетике.

     Позиционный (слоговой) принцип графики констатирует, что в алфавите определены только потенциальные значения букв; истинное, реальное произношение читаемого слова в русском языке определяется только с учетом конкретной графической позиции буквы, а затем фонетической позиции фонемы.

     Фонематический принцип орфографии означает, что на письме фиксируется фонемный состав морфемы.

     Традиционный (исторический) принцип орфографии используется главным образом в тех случаях, когда невозможно поставить звук в сильную позицию и узнать, какую фонему он представляет. Тогда написание не имеет фонематического обоснования и приходится опираться на традицию и запоминать написание морфемы. В истории таких морфем чаще всего можно обнаружить изменение написания по фонетическому принципу, произошедшее из-за отсутствия сильной позиции. Например, в слове колачь был корень кол– (коло – круг), как в словах КОЛЬЦО, КОЛЕСО, ОКОЛО, ОКОЛИЦА. Но слово коло забыто, и орфографические судьбы всех этих слов оказались разными. В слове ОКОЛИЦА опорное написание, в слове КОЛЬЦО – проверяемое (по фонематическому принципу: кОльца), в словах КОЛЕСО и ОКОЛО сохранилась традиционная буква О, и только в слове КАЛАЧ традиционно закрепилась буква А, появившаяся под влиянием акающего произношения.

   Но есть традиционные написания, совершенно противоречащие произношению: (в окончаниях р.п. ед. ч. прилагательных, причастий, числительных и местоимений, где произносится [В] (большого, знающего, второго, его), в производном наречии сегодня.

Задание к § 4.
  1. Покажите на примере данного отрывка, что в написании определяют принципы графики, а что – принципы орфографии.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Где прежде серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все, простор везде;
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Фонетический принцип современной русской орфографии

§ 5. Из-за регулярного позиционного варьирования (оглушения согласных в конце слова, ассимиляции согласных, редукции гласных) не только фонематический, но и другие принципы орфографии применительно к русскому языку приобретают своеобразный смысл. В частности, фонетический принцип традиционно понимается как передача на письме звукового состава слова (словоформы). Но в русском языке звуковой состав одних морфем и слов всегда одинаков, а звуковой состав других слов и морфем постоянно меняется.

     Рассмотрим слово «буран». Все фонемы в нем находятся в сильных позициях, написание полностью опирается на звучание, т.е. отражает как звуковой состав слова, так и его фонемный состав. Данный корень звучит одинаково во всех формах этого слова и во всех производных словах. На первый взгляд, написание соответствует фонетическому принципу. Но в этом слове нет ни одной орфограммы, его (в рамках фонографии, т.е. звукобуквенного письма) невозможно записать другими буквами; для написания слова «буран» не нужны никакие принципы, следовательно, оно не является предметом орфографии.

   Иное дело приставка РОЗ-: в словоформе ро΄зыск  все фонемы приставки в сильных позициях, написание соответствует и звуковому, и фонемному составу, и не требует применения принципов орфографии. В словоформе разы΄ск̉̉ивать мы уже видим в  данной приставке орфограмму: фонему <о> в слабой (безударной) позиции представляет звук [Λ], «слабый а», – и сознательно выбираем один из принципов орфографии. Если выбрать фонематический принцип и отразить на письме фонемный состав приставки, получится «розыскивать» (мы так и поступаем при написании других приставок: подыскивать, отыскивать, проделывать, возделывать, бездельничать и т.п.). Но именно в написании приставки  РОЗ— с 1918 года узаконено применение фонетического принципа, т.е. отражение звукового, а не фонемного состава морфемы. Так же мы действуем при написании словоформ расписать и роспись. Получилось 4 написания одной и той же приставки[10]. Если бы мы применили фонематический принцип орфографии, надо было бы всегда писать РОЗ, а фонетический принцип требует изменения написания морфемы в соответствии с изменением ее звукового состава под влиянием  фонетической позиции. В русском языке звуковой состав морфемы изменяется, как только ее фонемы попадают в слабую позицию; возникает орфограмма. А орфограмма и есть тот случай, где необходимо применить какой-нибудь принцип орфографии. Поэтому традиционная формулировка фонетического принципа требует уточнения: фонетический принцип русской орфографии предполагает не просто соответствие буквенной записи звуковому составу морфемы, но изменение написания в соответствии с изменением произношения в слабой позиции

Фонетический принцип орфографии применяется в русском языке в единичных случаях:

1) при написании конечной согласной в приставках, оканчивающихся фонемой <З>: БЕЗ— (безлунная, бескозырка), ВОЗ— (возрождение, возглас, взошел, возомнил, воспоминание, взбрыкнул, вспрыгнул), ИЗ— (изыскать, испортить), НИЗ— (низложить, ниспадать),  РОЗ— (розыск, разыскать, росчерк, расчертить, разомкнуть);

2) при написании гласной буквы в приставке РОЗ-: розыск, разыскать, росчерк, расчертить, разомкнуть;

3) при выборе буквы И или Ы в корнях, начинающихся с фонемы И после приставок: поискать, но разыскать (здесь есть известные ограничения, не связанные с фонетическим уров);

4) при написании нескольких заимствованных корней латинского происхождения: транскрибировать, но транскрипция, корригировать, но коррекция.

  Кроме того, по-разному можно толковать написание окончаний –ЫЙ (-ИЙ) прилагательных, причастий, порядковых числительных м. р. ед. ч. им. п. Здесь исторически сосуществовали два орфоэпических и орфографических варианта – исконно русский и церковнославянский. Исконно русский, преобладавший  до определенного времени в старомосковском просторечии, основан на фонетическом законе аканья: под ударением произносится  —ОЙ (большо΄й, второ΄й, было΄й, ср. бывшее причастие «понято΄й», т.е. «взятый, нанятый, привлеченный со стороны»), следовательно, во второй слабой позиции должен быть звук [Ъ]. Многие люди так и произносят: [б̉’элЪй върΛтн̉’ик нΛ краснЪй майк̉’ь], так что невозможно на слух отличить окончания прилагательных мужского рода именительного падежа от окончаний женского  рода предложного падежа. В таком случае написание окончания –ЫЙ не соответствует ни фонеме <О>, ни звуку [Ъ] и является чисто традиционным. Но многие люди произносят (возможно, под влиянием орфографии) иначе: [б̉элЫй върΛтн̉ик нΛ краснЪй майк’ь]. В такой случае написание окончания –ЫЙ следует считать фонетическим, ведь оно отражает звуковой состав морфемы и демонстрирует изменение написания в соответствии с изменением произношения в слабой позиции.

     Фонетический принцип в таком понимании, как мы изложили, противоречит основному принципу русской орфографии — и фонематическому принципу МФШ и морфологическому принципу   ЛФШ (СПбФШ). Есть случаи, когда противоречие так велико, что приходится ограничивать действие фонетического принципа. Так, приставки, оканчивающиеся фонемой <З> иногда попадают в позицию перед Ж, Ш, Ч, Щ, где зубные согласные могут подвергнуться полной ассимиляции: сшить  [ш:ыть], исчез [иш`:ес],  разжевать [ръж:ыват`], расщелина [рΛш`:ел̉инъ]. Если следовать фонетическому принципу до конца, то граница между приставкой и корнем будет размыта и слова станет трудно опознавать: шшить, ищчез (или ищез?),  ражжевать, ращщелина. Поэтому вступает в действие морфологический (морфематический) принцип, охраняющий морфемы: ведь благодаря знакомым морфемам мы понимаем даже незнакомые слова[11].  Поэтому в таких случаях ассимиляция согласной фонемы <З> по глухости отражается на письме, а ассимиляция по месту образования – нет, и фонетический принцип реализуется «наполовину».

Задания к § 5.
  1. Объясните правописание следующих слов а) школьными правилами; б) опираясь на принципы орфографии: Расчет, возник, изречение, изжога, сшитый, бессчетный, безжалостный, исчез, исчеркал, бесчисленный, возжелать.

 


[1] Его называют равноапостольным, потому что он, как библейские апостолы, сподвижники Иисуса Христа, способствовал распространению православного христианства среди славянских народов.

[2] Мирское имя Константин перед смертью во время церковного обряда было заменено церковным именем Кирилл в знак отречения от мирской жизни. Поэтому во всех церковных документах, сохранивших историю создания славянской письменности, названо имя Кирилл.

[3] Праславянский язык – первый, общий язык всех славян (середина III тысячелетия до н.э. – середина I тысячелетия н.э.).

[4] Подобное единство мы называем теперь «слог-слияние».

[5] Такие до сих пор сохранились, например, в сербском и хорватском языках, где слово серб звучит как [срб], а название хорватской фармацевтической фирмы «Krka» состоит из двух слогов с ударением на первом слоге.

[6] Исключение – написание приставок, оканчивающихся фонемой <з>.

[7] Слабые позиции в абсолютном конце слова (годъ, дьнь), перед слогом с обычным гласным ( дъва дьни), перед слогом с сильным ъ или ь (чьтьць); сильные позиции – в слогах перед слабыми позициями (дьнь сътъкати,), рядом с плавными звуками р и л (сльза, търговати), а также под ударением (тъпътъ).

[8] «Редуцированные» в переводе с латинского означает «ослабленные».

[9] Богомазов Г.М. Возрастная фонология: Двухуровневая фонологическая система и ее роль в формировании чутья языка и грамотности учащихся 1—6 классов. — М. 2007.

 

[10] Есть и пятое написание – разобрать, но это уже результат исторического чередования с нулевой фонемой, и в написании этой фонемы <о> применяется (как и во всех других приставках) фонематический принцип: разобрать — разобранный, подобрать — подобранный, отобрать — отобранный, надорвать — надорванный, изорвать – изорванный…

[11] Например, «огончарован» (А.С Пушкин) или «зимарь» (А. Вознесенский), «церберизация» и «дундукизм» (Е. Евтушенко) в поэзии, «вызверился» и «пролошился» в речи наших современников.

Материалы опубликованы в кн.:

РУССКИЙ ЯЗЫК: ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ: Учебно-методический комплекс для студентов факультета начального образования / Составитель: Л.Е.Лисовицкая – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 112 с.

2 Comments

  1. ilzen1976

    Ваш блог, Лариса Евгеньевна, просто необходимо рекомендовать студентам для самостоятельной работы, особенно — заочникам, которым, по объективным причинам, мало или поверхностно объясняют проходимые темы.

    Замечательно. Опыт у Вас таков или талант врожденный так писать, но действительно — емко, информативно и при этом вполне лаконично.

    Нравится 1 человек

    1. Лисовицкая Л.Е.

      Благодарю Вас за добрые слова! Думаю, что в сборниках провинциальных вузов еще много лежит статей и книжек, авторы которых не сумели донести их до широкой аудитории. Вот и я пытаюсь компенсировать свое неумение настоять, отстоять и докричаться. Возможно, это была непростительная гордыня.

      Нравится 1 человек

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.